Города тянется к свету
К особенностям времени, к его отличительным признакам можно отнести инновационное развитие, которое породило новое творчество. Инновации подчинили себе множество отраслей, покорили человеческие умы, они всё глубже проникают в чувства людей, преобразуя тем самым тончайшие человеческие материи, которые отвечают за ощущения красоты. На создание красоты, а значит на её восприятие, на оценку её воздействия на людей во все времена было направлено архитектурное творчество.
Архитектора, ориентированного на проектирование отдельных объектов, градостроительных комплексов, целых городов или даже стран всегда учили мыслить категориями, чувствовать и воспринимать проектируемую среду как целостный элемент большой природы. Когда ещё не было компьютеров, и не было особенных знаний в высшей математике, архитектор интуитивно находил лучшие пропорции. Помните «золотое сечение»? Всегда и во все времена архитектурное мышление ассоциировалось с моделированием красоты, с применением каких бы то ни было инструментов, или без них, но настоящий архитектурный объект - это обязательно – «Польза, прочность, красота»
Вот мы и подошли к определению места градостроительного творчества в век высоких технологий. Мы не побоимся от имени всего творческого и высокого, что есть и в наших институтах, поблагодарить эти самые технологии, за то, что они с каждым днём создают всё более благоприятные условия для развития новых талантов, для процветания великих принципов градостроительного проектирования – художественности и ансамблевости.
Мы развеем миф о том, что архитектор – либо художник, либо ремесленник. Мы развеем миф о том, что генеральный план города – это либо «ручная работа» либо продукт конвейерного производства. Ни то и не другое. Архитектор, создающий здание или город – всегда творец, и целью его творчества всегда является создание наилучшего объекта, и красивого, и удобного, и надёжного.
В градостроительном проектировании не существует не творческих процессов. Всё начинается с идеи, с замысла, с видения пространства. Формируется же это видение на основе комплексного знания о территории и людях. Мы должны понять множество важных сущностей и построить логику преумножения человеческих ценностей на территории. А потому, в нашем деле мало привнести в проект только своё личное, даже если это необыкновенно талантливое, художественное видение пространства. Мы обязаны сформировать в себе общественное понимание территории, «загрузить» в себя и желания и возможности тех людей, для кого хотим создать город счастья. Для того, чтобы добиться желаемого результата, современный мир предоставил нам множество инструментов. К ним в равной мере относятся и организационно-функциональные модели, и правовые механизмы, и программно-технологические комплексы. Осмысление возможных путей решения градостроительных задач, исследования различных подходов к формированию проектных решений, в условиях разгосударствления собственности, в условиях стремительной информатизации общества, в условиях становления правового государства, но сохранения всё тех же, общечеловеческих ценностей, которые не зависят от политического строя, институтами внедряется постоянно развивающаяся методология комплексного градостроительного проектирования. Результатом комплексного проекта является инструментальный комплекс, который в руках уполномоченного органа (органа архитектуры и градостроительства) обеспечивает принятие последовательных целесообразных решений, направленных на улучшение среды жизни и деятельности людей. Градостроительные решения включают преобразования пространственной и функциональной организации территории, совершенствование транспортной и инженерной инфраструктур, минимизируют негативное воздействие человеческих деяний на окружающую среду, организуют поведение людей в городе, снижают отрицательные эмоциональные нагрузки связанные с рисками плохого настроения. Представляя осуществление перечисленных замыслов, сам собой напрашивается вывод о новом творческом подходе к разработке градостроительного проекта, о тех его особенностях, которые присущи только веку высоких технологий и просто были неосуществимы даже в недалёком прошлом веке.
Новый подход выражается в создании динамичного проекта управления градостроительным развитием территорий, который лишь базируется на принятых градостроительных решениях, являющихся каркасом, позвоночником живущего, постоянно совершенствующегося организма – города, или иного населённого пространства. Город, как живой человек не может быть «замороженным», как живое дерево, город тянется к свету. А иначе, он или труп или гербарий.
В эпоху общей компьютеризации и информатизации общества архитектор должен обладать рядом качеств – мобильность, открытость для получения новых знаний, энергичность, а так же - креативность. Архитектор-градостроитель сегодня - это художник (проектировщик) с глубокими знаниями в области градостроительной экономики, градостроительного законодательства, информационных технологий. И это не весь перечень, его можно и нужно пополнять постоянно. Архитектору необходимо развиваться и совершенствоваться всегда, прежде всего, в профессиональном и личностном плане. Сейчас, когда градостроительная документация пробрела статус публичности и открытости, и сам проектировщик должен стать публичным человеком, способным убедительно, на доступном языке доносить до населения идеи генеральных планов. Оказалось, что это целая наука – научиться раскрывать узкопрофессиональные темы, делать их понятными каждому. При этом немаловажно и обаяние и артистизм, которые должны быть присущи людям, выходящим на публику, а так же провозглашающим высокие идеи перспективного развития территорий.
Движущей силой этого процесса являются амбициозные, талантливые, молодые архитекторы, инженеры, экономисты, юристы и программисты, много умных и красивых специалистов. Но то, что объединяет всех – это общее творчество, составляющее главную ценность великой профессии всех поколений – градостроитель.
Кандидат архитектуры Байджанов Ибадулла Самандарович
Эл. Почта. Bis-47@mail.ru
Внимание! Включен режим предварительного просмотра сайта (при выгрузке в Интернет этой надписи не будет).
|