Кто формирует качества городской среды?
У каждого города свой цвет, запах, вкус. Кто формирует эти качества городской среды? За цвет отвечают архитекторы, художники, дизайнеры. За запах - садовники и дворники. За вкус - рестораторы и гастрономы. Цвет, запах и вкус изменчивы, ими при желании можно легко управлять и изменять их можно достаточно быстро, зримо и ощутимо.
Кто отвечает за главные ценности перед людьми? Безусловно, за все городские ценности перед населением несут ответственность народные избранники – хокимы и депутатский корпус, которые вправе уполномочить соответствующие органы на осуществление мероприятий по насыщению городской среды ценностями, обеспечивающими создание гарантированной Конституцией республики Узбекистан благоприятной среды для жизни и деятельности людей.
У каждого города свой стиль, образ, дух - одним словом, свое лицо. И если уж мы так очеловечиваем понятие "город", то можно предположить, что ему должна быть свойственна и некая индивидуальная харизма: качество, в отсутствие которого в городе просто не хочется жить, когда город не притягивает, не располагает к себе, город лишен обаяния. Кто главный в городе по красоте, кто за нее в ответе перед людьми? За красоту или за городскую улыбку отвечают органы архитектуры и градостроительства, обязанные обеспечить разработку и реализацию генеральных планов, проектов планировки и правил землепользования и застройки с целью достижения устойчивого городского развития. Понятие устойчивого развития воспринимается весьма противоречиво, хотя и имеет статус законодательно установленного термина. Вследствие многократного и безрезультатного применения его глубокий смысл остается в глубине бюрократических строчек.
Очень жаль, что в Градостроительном кодексе республики Узбекистан, в статьях, устанавливающих требования к разработке названных градостроительных документов, нет ни слова о красоте, что является консолидированным выражением таких категорий, как знание, культура, здоровье и богатство. Нет ни одной нормы, закрепляющей высокий смысл организации жизненного пространства, хотя каждому известно, что никакая высокая технология процессов, рациональность и удобства не смогут заменить красоту, не восполнят эмоциональные потребности человека в прекрасном.
Развитие и изменение к лучшему территорий страны, регионов, районов и городов образований планируют градостроители. Градостроительные институты вырабатывают комплексное видение возможных преобразований жизненного пространства путем последовательной разработки системы градостроительной документации. В градостроительстве, как в педагогике, направленной на гармоничное образование человека, или медицине, обеспечивающей здоровье человеческого организма, множество направлений, неразрывно связанных друг с другом и имеющих равновеликое значение. Это и экономика, и социология, и архитектура, и транспорт, и инженерное обеспечение, и экология, и градостроительное право.
Самым сложным в современном градостроительстве является не объединение всех направлений в целостную систему, а создание преобразовательных возможностей для всех людей, для всех участников градостроительных отношений. Градостроители планируют не просто действия, которые обязательно должны быть выполнены, а возможности многовариантных поступков, которые могут быть совершены в результате правильно организованных взаимоотношений власти и бизнеса, общества и человека. Таким образом, результатом деятельности градостроителя должен являться не привычный товар в виде проекта, а нечто вроде товароуслуги, т. е. проект и его организационно-технологическое сопровождение.
Есть ли место творчеству в современном градостроительном проектировании? А самое главное: есть ли способы реализации заложенной в градостроительных документах виртуальной красоты? В чем принципиальное отличие градостроительного творчества советского периода от современного "рыночно-демократического" периода? Исходя из этого градостроительный проект можно отнести к произведению науки, техники и искусства. Это совместное произведение физиков лириков.
В недалеком прошлом за городскую красоту отвечали двое: горплан и главный архитектор города. Горплан обязан был запланировать реализацию градостроительного проекта, выполненного в рамках установленной горпланом программы и сметы. Именно горплан определял - полезно или не полезно. Главный архитектор (иногда воспринимая рекомендации градостроительного совета) решал, давать или не давать проекту путевку в жизнь, т. е., определял - красиво или некрасиво. Госэкспертиза заключала - надежно или ненадежно. Все было не совсем просто, но понятно.
В наше время все намного сложней. Ответственность города за красоту и пользу заканчивается вместе с утверждением последнего градостроительного документа - градостроительного плана земельного участка. Красота или гармония городского пространства должна шаг за шагом формироваться во всей иерархии градостроительных документов. Причем закладываться она должна как непреложная ценность, пренебречь которой невозможно. Рассмотрим последовательно особенности принятия градостроительных архитектурно-планировочных решений на всех стадиях градостроительного проектирования:
- нормативы градостроительного проектирования;
- генеральный план города;
- проекты планировки;
- проекты межевания;
- правила землепользования и застройки;
- градостроительные планы земельных участков.
Последовательный ряд принятия решений предполагает такую же последовательную их реализацию.
На основе установленных стратегией и программами социально-экономического развития достижимых параметров качества городской среды должны приниматься нормативы градостроительного проектирования. Нормативы - это ключ от обобщенных социально-экономических показателей к планируемым параметрам развития конкретных территорий. Именно местные нормативы градостроительного проектирования должны определить потребности города в размещении социально значимых объектов, резервах территорий под жилую застройку различных типов, развитие производственных зон с учетом отраслевой специфики, размещение объектов рекреации, спорта, культуры. Нормативы являются важнейшей содержательной частью градостроительного задания на разработку генерального плана.
Генеральный план должен разрабатываться в рамках достижимых параметров развития территории города, заданных нормативами и в области функционального использования, и в области инфраструктурного обеспечения, и в области объемно-пространственного формирования городской среды. За принятием генерального плана следует обязательное утверждение плана его реализации, гарантирующего бюджетное финансирование развития инфраструктуры и строительства объектов местного значения, за архитектурный облик которых несет ответственность главный архитектор города, исполняющий роль заказчика.
Проекты планировки и межевания, уточняющие функционально-пространственную организацию территорий, устанавливающие параметры развития планировочных элементов, должны сопровождаться организационно-правовыми механизмами, обеспечивающими дальнейшее проектирование градостроительных комплексов и ансамблей, объектов капитального строительства, формирование земельных участков, получение разрешительных документов на строительство.
Правила землепользования и застройки предназначены для установления территориальных зон и градостроительного регламента их использования. Градостроительный регламент представляет собой правовой режим по отношению к земельным участкам и расположенным на них объектам капитального строительства и включает закрытый перечень разрешенных видов использования объектов недвижимости, предельные параметры строительного освоения недвижимости и планировочные ограничения использования земельных участков. А именно градостроительный план земельного участка является завершающим элементом непрерывной системы градостроительного проектирования и выполняет роль самого конкретного источника градостроительного права для собственника земельного участка. Современный градостроительный план призван выполнить функции трех документов, формирующих многие годы пакет исходно-разрешительной документации на строительство объекта недвижимости. К таким документам относятся:
- проект границ земельного участка (прекращает свое действие вместе со способом предоставления земельного участка путем предварительного согласования места размещения объекта, а не на основе градостроительной документации);
- архитектурно-планировочное задание - АПЗ (требования к образу, стилю, материалам и т. д. имеет право предъявлять только заказчик - собственник земельного участка, поэтому АПЗ остаются только для объектов, финансируемых за счет бюджетных средств);
- технические условия подключения планируемого к строительству объекта к источникам энергообеспечения
- Казалось бы, механизмы расписаны достаточно подробно, назначение каждого понятно, связи с предыдущими и последующими явно выражены. Почему тогда градостроительные эффекты столь незначительны, а результаты принятия множества обязательных проектов, как правило, никак не влияют на качественное изменение городской среды?
- Главные причины обозначенных проблем видятся не в ущербности самого Градостроительного кодекса, задача которого задать основные положения, а развитие этих положений должно быть обеспечено шлейфом научно-методических, нормативно-правовых и нормативно-технических документов, которых, к сожалению, просто нет. И даже если бы эти документы были, ими почти никто не умеет пользоваться, потому что профессиональных институтов в стране катастрофически не хватает.
Это заявление может показаться странным в то время, когда на открытых конкурсах за весьма небольшие деньги заявляются десятки соревнующихся за право разработать градостроительный проект предприятий. Если нет правил выполнения работ, нет установленных требований ни к исходным данным, ни к результатам градостроительных проектов, то каждый участник устанавливает эти правила сам Кто виноват в том, что на рынке градостроительных услуг сегодня великое множество, мягко скажем, "неградостроителей"? И что именно они выигрывают торги на право разрабатывать градостроительную документацию в большинстве случаев?
Нет цели вынести в статье обвинительный приговор: ни законодателю, установившему нормы выбора разработчика проекта по принципу"чем дешевле, тем лучше", ни хокиму города, который не всегда понимает, зачем ему вообще нужны градостроительные документы, кроме исполнения установленных законодательством сроков утверждения градостроительной документации, ни участникам нового рынка - землеустроителям, картографам, геодезистам, риэлторам, оценщикам, просто частным предпринимателям, которые, прочитав Градостроительный кодекс, решили, что вполне справятся с подготовкой схем, на которых должны быть отображены линии, обозначающие дороги и различные зоны.
Выводом представленного рассуждения является обращение внимания всех участников процессов градоустройства на главные ценности, создание и наращивание которых во многом зависит от всех нас.
Назрело необходимость создания национальной гильдии градостроителей, который полной мере осознавая свою ответственность перед обществом, обязанно разработать обязательные для исполнения всеми членами Гильдии стандарты градостроительной документации, гарантирующие заказчику качественное выполнение всех градостроительных проектов. Остается надеяться, что это позволит приблизить их к идеалу, а значит, улучшить качество жизни горожан.
Кандидат архитектуры Байджанов Ибадулла Самандарович
Эл. Почта . bis-47@mail.ru
тел. 8-362-2266434 г.Ургенч .
Внимание! Включен режим предварительного просмотра сайта (при выгрузке в Интернет этой надписи не будет).
|